Война в письмах
В 2015 году вышел сборник фронтовых писем «Здравствуйте, дорогие мои…» (фронтовые письма 1941-1945гг.), подготовленный комитетом по делам архивов Нижегородской области и Центральным архивом Нижегородской области.
В основу данного издания вошли письма военных лет из фондов Центрального архива Нижегородской области. Вместе с тем была возможность и районам области предоставить такие письма. Наш архив провел работу по сбору писем – откликнулись жители города и района, школы, музеи. Письма, открытки, извещения, бережно хранящиеся в семейных архивах были направлены для публикации в сборнике.
Содержание писем носит разный характер, но почти в каждом письме есть строки о войне.
ВОЙНА В ПИСЬМАХ
№ 217
2 10 января 1942 г.
…
Привет вам, мои родные!
Как хорошо, что вам еще можно писать! Как хорошо, что вы, мои добрые, дорогие, старики, живете в том тихом уютном уголке, где не слышно воя снарядов, гула черных коршунов, где нет этих собак немецкой грабьармии. Я спокоен за вас, мои добрые. Вы живете тихо. Вас война прошла еще сторонкой, вы не видели зверств этих бандитов, но помните и знайте!
Не бывать этой поганой сволочи на Русской земле!
«Тот, кто пришел с мечом на землю Русскую,
Тот от меча и погибнет. –
На этом стояла и стоять будет земля русская!!!»
И теперь вот стоит город-гигант, любимый Ленинград, заблокир[ованный], как и в былые дни, могучий город-гигант, город-боец, город-фронт.
Я и мои товарищи, которые делят со мной радости и горе, победы и трудности, знаем одно – мы победим.
…Гитлер кончит в России свою «карьеру» мирового громилы, гангстера и палача.
….Пусть нам трудно, но немцы заговорили. Им не нравится русская зима, им не нравится, что русские стреляют, бьют, бьют их из тяжелых орудий, не нравится им, что их погнали из-под Москвы, из Ростова, Керчи, Феодосии, Тихвина, Калинина. Это только начало.
…Их не останется ни одного на русской земле, они будут растоптаны и разбиты, а прах их будет развеян ветрами по необъятной шири наших великих просторов…
№ 220
18 июля 1942 г.
....
…Ну и пусть, балтийцы будут отстаивать родной город, биться за честь и мужество народа, за свободу родной земли…
…Ленинград будет советским – таков приказ, и балтийцы выполнят его.
Умрем, сражаясь, но не пройдет враг в город, а если будем мертвые, то, папа, из русской истории знаешь слова одного русского князя: «Мертвые сраму не имут».
Лучше умереть с оружием в руках, отстаивая честь и боевые традиции славного Балтийского флота, чем жить трусом и подлецом…
№ 327
…
9 августа 1942 г.
Привет из действующей армии!!!
Добрый день! Здравствуйте, дорогое семейство…
…Нас из учебного батальона уже выпустили. Мне присвоили звание младшего сержанта и послали в полк. Наверное, скоро пойду в бой. Не знаю, как посчастливится: вернусь ли живой или нет. Мама, обо мне не расстраивайся и больше не вспоминайте. Если останусь жив, то сообщу новый адрес. А по этому адресу больше не пишите. А вам я желаю, мама, и всему нашему семейству счастливо жить и работать. А я пойду в бой мстить немецким извергам за поруганных женщин и детей, за разоренные села и города. Клянусь, что буду биться честно и храбро сражаться за Родину. Сейчас я расстаюсь со всеми товарищами по службе…
№ 294
7 февраля 1943 г.
…Мы на марше. Ночь. Крепкий январский мороз. Боковой встречный ветер обжигает лицо, холод, знобящий холод проникает в рукава, в рукавицы, от него становится зябко и коченеют руки. Тишина. Среди необозримых снежных полей извивается узкая лента военной дороги, какого-то другого цвета, нежели поле, то белое, то искрящееся синевой от лунного света. Луна медленно ползет по небосклону и такое холодное, равнодушное, порой кажется, издевательски насмешливое у нее лицо, что становится на душе тоже холодно и жутко. Безжалостная холодная красота. По дороге растянулась войсковая колонна.
…Выступаем. Подходим к линии фронта. Мотаемся по дорогам. К утру выходим в высокий конопляник, оставшийся неубранным. Противник близко. Через нас с визгом летят мины, где рвутся рядом. Поворачиваем головы и двигаемся, двигаемся на исходный рубеж. То и дело слышатся вопросы: «Какая задача? – Не знаю!». Рассвет близится. Все предметы из расплывчатых делаются резко очерченными. День обещает быть ясным, солнечным, морозным. Небосклон с востока с нашей стороны заполыхал сплошной широкой полосой ярко-розового цвета. Медленно, слишком медленно обходим 394 минные поля. Это понимают все. Колкие и едкие замечания в соответствующий адрес. Но каждый уходит в себя. Что проносится в его сознании? Каждый хоть на минуту вспомнил свою родную4 обстановку, родных, детей. И… увижу ли я их, придется ли смотреть с радостью в ясные детские глаза; глаза милой, глаза матери? Вопрос – без ответа!
…Огонь, кругом огонь. И ровное белое полотнище поля испещрено множеством следов, забрызгано черными крупинками земли около мест разрыва мины, чернеет воронками и то там, то тут падают и остаются неподвижными человеческие серые фигурки, резко выделяясь, как вычерченные на белой бумаге неумелой детской рукой рисунки.
…К свинцовому ливню присоединяются оглушительнее разрывы тяжелых мин, содрогается земля. Враг уже виден, он огородился колючей проволокой, зарылся в землю. Здесь много раненых.
…Свет тусклый, а поэтому неизбежны описки и неразборчиво написано. Ну, надеюсь, вы меня извините. Выразить хотелось мысль, что ничто не останавливает людей наших, ни страдания, ни муки ран, ни сама смерть. Все хотят изгнать врага с земли нашей. Земля, обильно политая кровью, расцветешь ли ты и залечишь ли раны сыновей твоих?!...
№ 54
12 июля 1943 г.
Здравствуйте, мои родные…Посылаю я вам свой пламенный, горячий, закаленный в ожесточенных боях привет. Горячо и крепко-крепко вас в душе своей целую, желаю вам счастья и успехов в вашей жизни… в данный момент сидим мы с хорошим, близким своим товарищем в тесном окопе. Только что, после 3-дневного упорного боя, добыли с горем пополам воды попривольнее, хорошо промыли свои неузнаваемые от грязи волосы, перегоревшего пороху морды, руки, ноги, всю копоть настойчиво отмыли с мылом, побрились, позавтракали горячей пищей. Они, все 5 человек, прилегли отдохнуть, а я остался у своей пушки дежурить, наблюдать за движением противника и торопливо решил вам написать несколько слов. Мы своим оружием, своей небывалой техникой еще в мире громим врага день и ночь, его сила слабеет, часть его силы и техники от наших ударов взлетает в воздух вместе с землею, а часть убегает в безумье обратно, а мы за ними вслед, продвигаясь все вперед и вперед за Белгород… целую горячо, иду вперед за Родину, за ваше счастье…
№ 56
18 июля 1943 г.
Здравствуйте, мои родные…Простите меня за такое маленькое нескладное письмо. Пишу я его в таких условиях, что и нельзя не смешаться, потому что над нами сейчас все смешалось, взрывы, подымающие землю в воздух вместе с пламенем, превращая ее в пыль, с перегоревшим порохом, поднимая с собою в воздух части или куски разорвавшихся жертв и всех остальных вещей, попадавшихся под их силу. В общем, смешивается все в воздухе, и получается такой штурм, что ничего не разобрать. Подчас бывает, что на 10 метров не узнаешь своего близкого товарища, и вот в таких условиях я нахожусь уже с 12 июля. И каждый день все так бывает от зари до зари, только в глухую полночь вроде маленько потише, либо продвигаемся вперед, потому что враг с каждым днем отступает либо он же пустит авиацию несколько самолетов и начнет бомбить. Все обратно летит в воздух, и снова начнется неразбериха. Так вот и проходит наша жизнь, и вполне могут смешаться мозги. Но невзирая на такие страсти, мы, оставшиеся в живых, продолжаем вести борьбу с врагом, бьем его беспощадно, продвигаемся вперед, подсчитываем, сколько на каждый день поразили противника и сколько оставляем своих товарищей в погибших, и искалеченных, сообщаем их родным…
№ 34
3 декабря 1944 г.
…Стоим пока на отдыхе. Но на днях обратно иду в бой. Наверное, уже последний, решительный, добивать немецкого зверя в его берлоге и водрузить Знамя Победы над Берлином (из приказа т. Сталина). Папа, да я еще молодой, но я уже много видел и много сделал пользы для нашей Родины.
...Но я на фронте еще мало, всего лишь 3-й м-ц. Но я и здесь бью немцев, как бьют их наши гвардейцы, действительно, по-гвардейски.
И буду бить и мстить за моих любимых братьев и лучших друзей. И постараюсь отомстить в этих боях, предстоящих перед нами…
Так будьте здоровы.
Живите богато,
а мы едем к Берлину подальше.
В берлогу фашистов зайдем побыстрее,
разрушим фашистского гада скорее…
№ 201
9 мая 1945 г.
Здравствуйте, дорогие мои …
…спешу поздравить тебя с великой радостью – окончательной победой над врагом и концом этой ужасной войны.
Да, война кончена, и я, слава Богу, жив и здоров.
…Об окончании войны мы уже знали 7 мая вечером и вот в 10 часов открыли такую пальбу в воздух, кто из чего мог, и из пистолетов, и из автоматов, из винтовок. Одним словом, кто что имел, из того и стрелял, а затем все стали выпивать и провозглашать тосты за всех и за вся. Сколько радости было у каждого и в то же время грусть за тех, кто не дожил до этой минуты. Вспоминали своих боевых друзей, которые сложили свои головы, не дождавшись этого торжественного момента….
Электронная версия сборника доступна на сайте archiv.nnov.ru/?id=3634