Разъяснение требований законодательства о противодействии терроризму

14

Безопасность всегда являлась основным критерием устойчивости и динамичного развития общества. Она выступает необходимым условием нормального функционирования отдельных социальных групп, государств и мирового сообщества в целом. В настоящее время реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет такое явление, носящее не только внутригосударственный, но и международный характер, как терроризм.

В законодательстве Российской Федерации понятие «терроризм» закреплено в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.06 № 35-ФЗ, и определено как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм является одной из серьезных и распространенных угроз для человека, общества и государства. Развитие науки, техники, информатизация и цифровизация общества приводят к тому, что и террористические организации перенимают указанные достижения, меняют свои методы, способы осуществления террористической деятельности.

Как следует из п. 1 указанной статьи, под террористической понимается деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 5  Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта специально уполномоченной комиссией проводится категорирование объектов (территорий). По результатам работы комиссии и на основании акта обследования и категорирования объекту (территории) присваивается первая, вторая, третья, четвертая категория опасности.

Служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории), содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории), и принимаемых мерах
по ее усилению является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

В связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории детское образовательное учреждение (далее – ДОУ) является объектом повышенной опасности.

С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта, антитеррористическая защищенность ДОУ должна обеспечиваться путем осуществления комплекса мер:

  • по воспрепятствованию неправомерному проникновению на объекты (территории);
  • по выявлению нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
  • по пресечению попыток совершения террористических актов 
    на объектах (территориях);
  • по минимизации возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы 
    их совершения;
  • по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
  • по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) ДОУ, соответствующие категориям опасности, регламентированы п. 24, 25, 26, 27 Постановления Правительства
РФ от 02.08.2019 № 1006.

Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.

Кроме того, установлены требования к системе видеонаблюдения и системе оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) ДОУ. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Такие системы должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Несоблюдение требований закона, направленных на обеспечение антитеррористической безопасности объектов (территории) ДОУ нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, не обеспечивает безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества и создает благоприятные условия для совершения террористических актов.