Ответственность за совершение коррупционных преступлений в образовательных организациях
Статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Таким образом, к ответственности за получение взятки может быть привлечено только должностное лицо. Федеральный закон № 273-ФЗ определяет педагогического работника как физическое лицо, состоящее в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2).
Педагогические работники – участники образовательных отношений, т.е. отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30, 31 ст. 2).
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Таким образом, если преподаватель наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.
Следовательно, преподаватель при получении взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц при выполнении им трудовых функций – внесении нужных оценок в ведомость успеваемости или зачетную книжку, зачета не выполненных фактически учебных работ, незаконного назначения повышенной стипендии, выдачи документов на проживание в общежитии и др. – совершает преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ, и должен быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной данной статьей.
При этом студент или иное лицо, дающее взятку, несет ответственность в соответствии со ст. 291 УК РФ, но может быть освобождено от уголовной ответственности при активном способствовании раскрытию и (или) расследованию преступления, а также в случае, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если после совершения преступления взяткодатель добровольно сообщил в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Кстовская городская прокуратура