Пример из жизни – противостояние мошенникам
Заявитель, следуя инструкциям кибермошенников, чуть было не лишился 1 000 000,00 рублей.
В дежурную часть Отдела МВД России по Кстовскому району 6 мая текущего года поступило заявление от жителя одного из посёлков Кстовского района о том, что мошенники пытались втянуть его в крупную денежную аферу.
Заявитель – мужчина 1985 года рождения – рассказал полицейским о том, что 05.05.2022 г. в 11:00 часов ему на номер сотового телефона позвонил неизвестный мужчина, который представился сотрудником службы безопасности одного из крупных банков России города Москвы.
Мужчина сообщил заявителю, что на его имя мошенники оформили кредит в размере 1 537 000,00 рублей. Также звонивший пояснил, что мошенники завладели личными данными заявителя и хотят снять его денежные средства. Но для того, чтобы предотвратить данные действия мошенников, заявителю нужно обратиться в полицию. Кстовчанин сказал, что именно сегодня он уже никак не успевает приехать в отделение банка, в котором у него открыт счёт, чтобы всё выяснить непосредственно в отделении банка. Звонивший сообщил заявителю, что дело кстовчанина он передает в ОВД. Через некоторое время заявителю позвонил якобы сотрудник ОВД; он представился, сообщив свои фамилию, имя и отчество, но которые заявитель не запомнил. Далее якобы сотрудник полиции сказал заявителю о том, что к нему поступило заявление сотрудника банка о мошеннических действиях в отношении кстовчанина, и что он будет проверять эти данные, а для проверки факта мошенничества им нужно будет проверить счета заявителя. На следующий день 06.05.2022 г. в 08:00 заявителю позвонил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности того банка, в котором у заявителя открыт счёт. Лжесотрудник банка представился Волковым Александром Владимировичем и он поинтересовался: не поедет ли заявитель в г. Нижний Новгород? Когда кстовчанин ответил положительно, то лжебанкир сказал, чтобы заявитель ничего не предпринимал, пока от него не поступят инструкции о дальнейших действиях. Вскоре позвонил якобы сотрудник службы безопасности банка и сказал заявителю, чтобы он ни в коем случае не обращался в офис банка, так как они подозревают в мошенничестве непосредственно самих сотрудников банка, которые и воспользовались личными данными заявителя и оформили на имя кстовчанина кредит.
Далее заявителю сообщили, что он должен снять денежные средства в размере 1 000 000,00 рублей. Заявитель приехал именно к тому банкомату, на который указал лжесотрудник банка и им же были даны рекомендации по переводу денежных средств с кредитного счета на дебетовый, чтобы с заявителя не взымалась комиссия. В разговоре всё сводилось к тому, что лжесотрудник банка искренне помогал заявителю и оказывал ему всяческое содействие. Кстовчанин снял в банкомате, который расположен в центре Нижнего Новгорода, денежные средства в размере 1 000 000,00 рублей. И тут заявителю показалось подозрительным, что на его счет поступили денежные средства в размере 1 322 000,00 рублей, а ему предлагают снять из этих денежных средств только 1 000 000,00 рублей. Получалось, что остальные денежные средства их не интересовали. Далее лжесотрудник банка продиктовал номер счета, который был открыт якобы специально на имя заявителя, и на который он должен перевести денежные средства, предварительно сняв их наличными. Затем лжесотрудник банка пояснил, что счет является резервным, и на нём денежные средства будут храниться временно. Лжебанкир продиктовал заявителю номер карты, её код и пин-код, на которой будут храниться денежные средства заявителя. Кстовчанин сообщил сотруднику банка, что переживает по поводу перевода такой большой суммы денег на виртуальный счет. Но на неуверенное поведение заявителя лжесотрудник банка выбрал тактику угроз и запугивания, что будто бы заявитель будет платить большую комиссию за то, что уже снял такую крупную сумму денежных средств и стал всячески настойчиво склонять заявителя, чтобы он перевёл денежные средства на указанный им счет. От такого натиска и посыпавшихся угроз у заявителя закрались большие сомнения. И кстовчанин сказал, что сейчас он поедет в офис своего банка и тут же прекратил разговор.
Молниеносно кстовчанину перезвонил якобы сотрудник полиции и тоже стал запугивать, что будто бы к заявителю будут предприняты меры и он будет привлечён к ответственности и продолжал угрожать: что заявитель сам себе сделает только хуже, если он не переведёт денежные средства на указанный ему счет. Но, несмотря на все посыпавшиеся угрозы, как со стороны лжесотрудника банка, так и со стороны якобы полицейского, заявитель всё-таки приехал непосредственно в офис банка, где сообщил официальным лицам банка о случившемся, на что они ответили, что это были мошенники. После этого заявитель в офисе банка проинформировал сотрудников о том, что денежные средства, которые он снял через банкомат, сразу были им возвращены через банкомат на кредитный счет. Затем кстовчанин написал заявление об отказе от страхования кредитных средств и сотрудники в офисе банка пояснили, что заявитель ничего банку не должен, так как заявитель не воспользовался денежными средствами и никуда их не перевел.
Таким образом, благодарю сомнению и обращению заявителя непосредственно в офис банка, мошенники не смогли причинить ему никакого материального ущерба.
После того, как кстовчанин вышел из банка, то ему вновь позвонил уже другой лжесотрудник службы безопасности банка и стал его настойчиво убеждать в том, что сотрудник полиции, с которым у него в течение всего времени велась беседа, действительно является сотрудником полиции, и было бы правильным решением следовать его инструкциям, и всё-таки положить 1 000 000,00 рублей на специально открытый ими для заявителя счет. Кстовчанин сообщил звонящему, что он уже был в офисе банка, и в настоящее время идёт в полицию, чтобы обратиться с заявлением по поводу совершенных в отношении него мошеннических действий. После этого звонки на номер телефона заявителя прекратились. Звонки всегда осуществлялись с разных номеров, разговор вели поочерёдно несколько человек, каждый из которых играл свою роль в «театре» мошенников. Кстовчанин отметил, что речь звонивших всегда была уверенной, грамотно поставленной, психологически умело выстроенной.
В Отделе МВД России по Кстовскому району заявитель сказал, что у него установлено приложение «Банк Online», к которому привязан его номер сотового телефона. Но номер своего телефона он никому из посторонних не передавал, пин-код никому не сообщал, заявок на получение кредитных средств не подавал. Кроме того, своих данных в Интернете и в социальных сетях он нигде не вводил, никому их не отправлял; номер своего паспорта посторонним людям заявитель не сообщал и данные паспорта никому не пересылал.
По данному факту по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.3 ст.159 УК РФ, возбуждено уголовное дело. Возбуждено уголовное дело в отношении неизвестного лица, в деянии которого усматриваются признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.3 ст.159 УК РФ.
В настоящее время сотрудниками Отдела МВД России по Кстовскому району проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению лиц, причастных к совершённому преступлению.
Полицейские призывают граждан быть бдительными и не поддаваться на уловки мошенников. Уважаемые граждане, помните, что дистанционные мошенники могут представиться вам кем угодно, они легко входят в доверие и используют полученную от вас информацию в своих корыстных целях.
Для того, чтобы не стать жертвой мошенников и защитить свои денежные средства, важно помнить:
- Если Вас просят назвать реквизиты банковских карт, коды и пароли, то сразу прекращайте разговор и будьте уверены – это мошенники. Сотрудники банка по своей инициативе никогда не звонят физическим лицам и не запрашивают реквизиты карт и пароли.
- Реквизиты банковских карт, пин-коды, коды из смс-сообщений являются Вашей конфиденциальной информацией.
- Помните, что реквизиты банковских карт и особенно три цифры на обратной стороне Вашей банковской карты – это, образно говоря, «ключи» от сейфа, где лежат Ваши деньги. Но если Вы сами называете коды Ваших банковских карт, то тем самым Вы отдаёте в руки мошенников все «ключи» от Ваших сейфов.
- Если Вам звонит якобы сотрудник безопасности банка и сообщает о незаконном списании денежных средств с Вашего счета, положите трубку и перезвоните в банк по телефону, который всегда указан на обратной стороне Вашей банковской карты. Номер телефона необходимо набрать вручную и не пользоваться автонабором.
- Если Вам сообщили о блокировке банковской карты, свяжитесь с банком, выпустившим карту, и уточните эту информацию.
- Вероятно, Вы получали сообщения следующего содержания:
«Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована. Для разблокирования отправьте смс на короткий номер».
В подобных случаях никогда не отправляйте ответных смс, не перезванивайте на номер, с которого пришло сообщение. Самым правильным решением в данной ситуации будет Ваш звонок в офис банка или Ваше личное обращение в офис банка.
Уважаемые граждане, будьте бдительны и не поддавайтесь на уловки мошенников! Если Вы всё же стали жертвой мошеннических схем, то незамедлительно обращайтесь в органы внутренних дел, позвоните в полицию по телефонам 02 или 102, 112 (с мобильного телефона) или на «горячую» линию банка (телефон всегда указан на обратной стороне Вашей банковской карты).
По информации Отдела МВД России по Кстовскому району
Тел.: 8 (83145) 5-95-66